
Сумки.
С развитием товарно-денежных отношений появились сумки-кошельки, которые вешали на шею, привязывали к поясу, носили в руках. Форма и размер сумки во многом определялись ее функциями и величиной шкуры животного, из которой ее изготовили.
Конструкция сумки целиком подчинялась утилитарным целям, а декор лишь подчеркивал ее функциональные особенности. Вышитые женские кошельки в виде мешочков были найдены еще в древнегреческих погребениях.
В Европе сумки начали использовать с XI в. Это были небольшие сумки-кошельки для мелких монет, получившие название монетниц. Эти сумки носили на поясе, и они были принадлежностью женского костюма. Купцы и менялы имели сумки в виде большого поясного кошеля. Роль сумки в костюме быстро менялась. В XV в. появились сумки мягких конструкций с вышивкой и сложными замками в виде элементов городской архитектуры.
Сумки, украшенные бисером, вышивкой шелком и золотой нитью, богато отделанные перламутром и драгоценными камнями, становятся предметом роскоши.
Разделение сумок по поло-возрастному признаку началось в XVI в. Различали сумки для пожилых, сумки для девушек, детские сумочки, женские и мужские сумки.
В XVIII в. появилась плоская женская сумочка, напоминавшая мешочек. Верх ее имел металлический запор или рамку. Сумочка украшалась вышивкой с изображением бытовых сцен.
Конструкция сумки в современном понимании появляется только в конце XIX — начале XX в. В этот период стали изготавливать сумки для различных сезонов. С этого времени можно говорить о смене моды. В XX в. модная одежда и аксессуары становятся более демократичными и, следовательно, доступными для всех слоев населения. Более того, происходит переход на промышленное изготовление аксессуаров. После Первой мировой войны, когда на многих промышленных предприятиях и в учреждениях наряду с мужчинами стали работать много женщин, удобная, практичная и недорогая сумка становится предметом, без которого нельзя представить себе работающую женщину.
Фабриканты изощряются в изобретении всевозможных видов сумок, но на протяжении почти сорока лет формируется наиболее устойчивый ее тип, который очень мало видоизменяется и всегда пользуется неизменным успехом.
В первое десятилетие XX в. для изготовления сумок часто использовали кожу редких животных: кенгуру, крокодила, змеи. С развитием химии (середина XX в.) в кожгалантерейном производстве начали применять заменители натуральной кожи — искусственные материалы, что позволило разнообразить внешний вид изделий и упростить многие технологические процессы.
Пояса.
Первоначально пояса выполняли психологическую функцию, т.е. служили защитой от злых духов. Их носили даже там, где люди не носили одежды из-за жаркого климата (например, в Африке). Впоследствии пояс стал необходимым человеку для ношения различных предметов, поддержания одежды на теле, для украшения ее. В средние века пояс символизировал достоинство и супружескую верность, а также служил для ношения ключей, колокольчика, зеркала.
Перчатки.
Как один из видов кожгалантереи перчатки были известны с древнейших времен. Еще в Древнем Египте жрецы во время совершения ритуальных обрядов надевали прототипы современных перчаток — наперстки из тонкой позолоченной кожи на каждый палец. Перчатки носили воины Древней Греции, они служили для защиты рук человека от грязи и колючек, были символом положения человека в обществе, а на севере защищали руки от холода. Изготавливали их из разных материалов (кожи, меха, тканей) и разной формы. Так, самые древние перчатки в южных странах закрывали лишь ладонь или пальцы. В северных районах перчатки имели форму мешочка, и только значительно позже выделился один палец (большой) и образовалась форма, подобная современным рукавицам. Постепенно для удобства в работе и быту стали отделять и другие пальцы, в результате чего перчатки приобрели современный вид.